ВАЗ Рапан, за такими автомобилями будущее

«Лада Рапан»: электрический моллюск от АвтоВАЗа

Что общего между продукцией АвтоВАЗа и хищными морскими моллюсками? Ответ на этот, казалось бы, несуразный вопрос становится очевиден, когда речь заходит об одной из опытных разработок тольяттинцев — о концепте «Лада Рапан».

В начале девяностых, когда мировая автомобильная мода на биодизайн уже пошла на спад, умы некоторых российских стилистов были полностью поглощены созданием проектов, выполненных по канонам данной тенденции. Морские обитатели, как представители эффективной адаптации к плотной водной среде, наилучшим образом подходили в качестве ориентиров для достижения желанной цели. Именно в этот момент руководство АвтоВАЗа дало группе одержимых единомышленников карт-бланш на создание компактного городского транспортного средства. Более того, создателям перспективного компактабыла предоставлена абсолютно полная свобода действий, на некоторое время, конечно.

Инженеры грезили обтекаемой однообъемной конструкцией. А на функциональных «кирпичах на колесах» был сразу же поставлен крест. Молодой и амбициозный дизайнер проекта В. Плешанов провел в творческих муках не одну ночь. Но никакой из множества созданных набросков не вызывал у него полного удовлетворения. Пока его соратница В. Новикова, параллельно работавшая над интерьером, не обратила внимание на один из эскизов, сравнив изображение с типичным южным морским сувениром — раковиной рапана.

Непроизвольно заданный вектор так вдохновил дизайнера, что спустя неделю он выдал «на гора» доработанный, «тот самый» искомый вариант, в котором не было сомнений. Окончательно внешность «Рапана» была доведена на пластилиновом макете в натуральную величину. Продукт творческих мук получился настолько вызывающе-вздорным, что большинство увидевших его в первый раз были близки к шоку.

«Рапан» казался посланцем иных, возможно, подводных миров. Или персонажем мира иллюзий Сальвадора Дали. Пухлость и рост создавали эффект величия — машина казалась больше, чем есть на самом деле. А ведь в длину она была сопоставима с миниатюрной «Окой». Правда, ощутимо превосходя последнюю по ширине и высоте. Несмотря на спорную внешность (или благодаря ей), «Рапан» оказался для своего времени настоящим эстетическим прорывом. А некоторые стилистические элементы, такие, например, как передняя и задняя оптика, вполне могли стать ориентиром для некоторых иномарок наших дней.

Наполненный светом и очень просторный салон концепта был под стать внешности. В нем «правил бал» все тот же биодизайн. Никаких углов и ребер. Только плавные линии и гнутые поверхности. Огромные однопетельные круглые двери, открывающиеся против хода движения, обеспечивали удобный вход и выход. А ровный пол и вращающиеся передние сиденья — комфортное размещение. Благодаря почти безграничной продольной регулировке, обитателям «галерки» предоставлялся «лимузинный» запас пространства. Правда, за счет багажника. Большая площадь остекления была залогом великолепной обзорности. Передняя панель исповедовала минимализм: только «климат» и «музыка». Все кнопки управления и приборный дисплей нашли пристанище на неподвижной ступице руля по соседству с подушкой безопасности. К слову, сам руль, по задумке авторов проекта, услужливо поднимался при открывании двери, с целью обеспечения удобства при посадке. Качество исполнения салона «Рапан» оставляло желать лучшего, но сама передовая концепция была продемонстрирована вполне наглядно.

С названием мучиться не пришлось. Концепт единогласно нарекли «Рапан». Хотя изначально ему был присвоен «промкод» EL Car-2000. Две первых буквы подразумевали электрическую сущность концепта. Иначе и быть не могло. Ведь футуристический биологический дизайн и чадящий двигатель внутреннего сгорания попросту несовместимы. То ли дело «безупречное» электричество? Тут стоит упомянуть еще об одной инновации «Лада Рапан», об универсальном модульном шасси, внутри рамы которого располагались тяжелые никель-кадмиевые батареи. Стоит ли говорить о том, что при такой революционной схеме активной платформы, работы над которой конструктор М. Маркиев вел с 1987 года, центр тяжести электромобиля размещался максимально внизу и благотворно влиял на устойчивость и управляемость. Электродвигатель располагался поперечно, перед передней осью.

Читайте также:  Ремонт передней подвески ВАЗ-2107

Большинство узлов и элементов ходовой части для «Лада Рапан» было позаимствовано у обычной «Оки». А электрическая начинка — электродвигатель, аккумуляторы, тиристорный преобразователь — у «Оки электро» (была и такая). В переключении передач, разумеется, необходимости не было. Поэтому, взамен традиционной коробки передач, «Рапан» получил редуктор с передаточным отношением, соответствующим третьей передаче бензиновой версии микролитражки «Ока». Кстати, тормоза электромобилю достались от нее же, только без вакуумного усилителя.

На шасси был установлен стальной трубчатый каркас, который, в свою очередь, обшивался панелями из стеклопластика. О том, каких трудов стоило изготовить эти панели, можно судить, взглянув на конечный продукт. Если облик «Рапана» в виде финального макета был сформирован к 1995 году, то ходовой образец появился тремя годами позже. Его сборка заняла шесть месяцев. За счет 25‑киловаттного электродвигателя с крутящим моментом 108 Нм, 1,5-тонный «Рапан» мог разгоняться до 90 км/ч. Запас хода составлял примерно 100 км. Причем, был предусмотрен режим рекуперации энергии, при котором двигатель при торможении переходит в режим генератора, подзаряжая аккумулятор. Зарядка от бытовой розетки занимала порядка десяти часов. Выкрашенный эффектным салатовым металликом «Рапан» так понравился руководству АвтоВАЗа, что в том же году его направили на выставку в Париж. Французская столица, а затем и Рим, где была представлена ВАЗовская разработка, буквально рукоплескали творческому гению и смелости тольяттинских конструкторов и дизайнеров. Через год была выставка в Москве. И снова «Рапан» оказался в центре внимания. И снова оглушительный успех. Покрасовавшись, «Рапан» обрел пристанище заводском музее. Дорога на конвейер подобным «моллюскам» была заказана.

Автомобили, которые так никогда и не были выпущены (39 фото)

Классная подборка отечественных автомобилей, которые так никогда и не увидели свет.

Прототип 966-го запорожца

Легендарная машина с завода Лихачева ЗИЛ 112-S, мощность двигателя 240

ЗИС 101А (1939 года выпуска) мог разгоняться до 160 км/ч

Будущий Камаз, а тогда еще ЗИЛ-175

Лада Нива 2121 крокодил

Лада Самара Ева на базе 2108

Раллийная версия Москвич 2141, мощность двигателя 175 л.с.

Москвич 408 –ГТ (Гранд–Туризмо, как его называли на заводе)

МЗМА выпускал спортивные автомобили – полностью свои разработки. Они принимали участие в практически первых советских автогонках такого уровня.
МЗМА–”Салют” – 1950 год

Гоночный Москвич 407–Г2

“Москвичи” – джипы 415/416

Неизвестно, что им помешало пойти в серию, но на их разработку ушли годы. Как оказалось, зря.

Прототип от Москвича 444 (слева) стал Запорожцем 965 (справа)

А вот несколько фотографий серии 3–5–*.
Пластилиновый макет Москвичей серии 3–5–*.

Главный конструктор. Впоследствии судьба этих автомобилей была печальна (но сохранилось 2 экземпляра, один из которых в плачевном состоянии).

Но тогда верили в будущее этой серии и создавали один за другим экземпляры и модификации.

Для конца 60–х — это неплохой дизайн, согласитесь.

Вместо показанных выше моделей серии 3–5–* начальство распорядилось… копировать американскую “Крайслер Симку”. Собственно, 2141 — и есть копия “Симки”. Глупая и неудачная. После этого с завода ушли несколько ведущих конструкторов.
Москвич С–1 — тоже из зарубленных проектов.

ВАЗ Рапан, за такими автомобилями будущее

На грядущем автосалоне в Женеве будет стенд марки Aurus, а это значит, что впервые за много лет российские автомобили покажут на крупном международном автофоруме. Раньше российские и советские автопроизводители активнее участвовали в мотор-шоу, а отечественный автопром вовсе не считался отсталым. Во всяком случае, перспективных идей у наших конструкторов хватало.

В далеком 1963 г. инженеры украинского ЗАЗа собрали на базе «горбатого» ЗАЗ-965А уникальную конструкцию «Спорт-900», напоминающую целый ряд классических заднемоторных купе. Советский вариант Porsche 356 обладал аэродинамичным стеклопластиковым кузовом высотой чуть больше метра и имел посадочную формулу 2+2. Стандартный мотор развивал привычные 27 л. с., но весил «Спорт-900» всего 500 кг, поэтому ездил достаточно быстро. Было изготовлено несколько прототипов, но о массовом производстве советского спорткара речь в те годы идти не могла.

Читайте также:  Lada Granta Sport 2020, дата выпуска, обзор, характеристики

Советский автомобиль класса «Гран Туризмо» с кузовом типа двухдверный хардтоп-кабриолет пытались создать в 1964 г. на базе стандартного седана «Москвич-408», который тогда и сам еще не был серийным. Укороченный двухдверный кузов имел посадочную формулу 2+2, складной тканевый верх и четырехфарную оптику. Стандартный мотор оснащался двумя карбюраторами, а в планах значилась система впрыска топлива с электронным управлением. Машину могли бы поставлять на экспорт, но в итоге оба изготовленных автомобиля «Москвич-408 Турист» остались лишь на фотографиях.

О выпуске переднеприводных автомобилей впервые задумались не на прогрессивном АвтоВАЗе, а на скромном заводе «ИЖ-Авто», который строился в качестве дополнительной сборочной площадки московского АЗЛК. В 1972 г. ижевские конструкторы представили прототип переднеприводного хэтчбека ИЖ-13 «Старт» с независимой подвеской, который превосходил по своим характеристикам и актуальный «Москвич-412», и готовящийся ВАЗ-2101. В советском автопроме идею не поняли.

В 1986 г. дизайнеры из Тольятти представили концептуальный «Проект Х», который представлял собой размышления на тему автомобиля 2000 года. Стилисты точно спрогнозировали моду на компактвэны — концепт представлял собой семиместный однообъемник с аэродинамичным кузовом и оригинальной передней оптикой под ветровым стеклом. Помимо пятидверного планировался и укороченный трехдверный вариант. А строить машины предполагалось на легковом шасси серийного ВАЗ-2108 с его агрегатами. Но в сложных 1990-х завод смог построить лишь провальную «Надежду» — неказистый ВАЗ-2120 на шасси «Нивы».

Глядя на тесные европейские города и тягу европейцев к сверхкомпактным автомобилям, вазовские конструкторы в 1990 г. предложили симпатичный компакт «Гном» на базе «Оки». Машина, которая успела получить отраслевой индекс ВАЗ-1151, была короче 2,5 м, имела посадочную формулу 2+2 и радиус поворота не более 3,5 метра. При массе менее 500 кг она могла разгоняться до 140 км в час. Предполагалось выпускать по 10 тыс. машин в год, но в 1990-е на проект не нашлось денег.

Начать выпуск гражданской продукции на УАЗе мечтали с начала 1990-х, пытаясь на базе имеющихся машин делать отечественные варианты классических Land Rover и Toyota Land Cruiser. Получилось похоже: опытные УАЗ-3172 и 3172-01 имели актуальную внешность, цельнометаллический кузов, пружинные подвески вместо рессорных и новые элементы трансмиссии. При отличной проходимости (дорожный просвет составлял 220 мм) они обеспечивали гражданский комфорт, но на серийное производство не хватило денег.

Невероятно смелый для отечественных дизайнеров проект «Рапан» в 1998 г. произвел фурор на автосалоне в Париже, хотя биодизайн в то время уже начинал уходить. Но дизайн в стиле знаменитого Колани, стеклянная кабина-колпак и сдвижные двери по-настоящему удивляли. Панорамные стекла на серийных машинах появятся много позже. Равно как и ровный пол или руль с фиксированной центральной частью. Наконец, «Рапан» был электрокаром, что стало трендом только через 20 лет.

Последнюю попытку создать совершенно новый автомобиль для первых лиц государства столичный ЗИЛ предпринял в 1998 году. Лимузин с индексом 4102 оснащался по высшему классу и мог поспорить с самыми дорогими иномарками того времени. У машины были электростеклоподъемники, радио с цифровой настройкой, проигрыватель компакт-дисков, аудиосистема с 10 динамиками и даже бортовой компьютер с синтезатором речи. А еще — полностью несущий кузов и независимые подвески.

Полноценно войти в европейский гольф-класс АвтоВАЗ пытался все постперестроечные годы, но самая перспективная концепция появилась только в 2008 году. Прототип городского кроссовера Lada C-Cross с индексом ВАЗ-2119 представлял собой приподнятый хэтчбек на платформе многострадального «Проекта С», причем шасси предусматривало использование полного привода. Семейство планировали поставить на конвейер в 2012 г., но партнерство с альянсом Renault-Nissan изменило планы. Часть наработок была использована в проекте семейства Vesta.

Lada Rapan: первый российский электромобиль

Разработан российский электромобиль под названием Лада Рапан был в далеком 1998 году на предприятии АвтоВАЗ, а чуть позже показан на автосалоне в Париже. Авторы проекта увидели аналогию формы кузова с формой брюхоногих моллюсков: так и возникло название Rapan.

Читайте также:  Плохо греет печка ваз 2110, причины, устранение неисправностей

На разработку потребовалось 3 года: идея создания концепта пришла в голову группе из трёх российских дизайнеров – Илье Жаркову, Валентине Новиковой и Владимиру Плещанову.

Особенности дизайна Lada Rapan

Перед разработчиками стояла задача по созданию просторного авто, но с компактными габаритами: с ней удалось справиться, изготовив экспериментальную модель с 3,5-метровым кузовом и размером колёсной базы в 2905 мм.

У концепт-кара большие двери округлой формы, открывающиеся против движения. Передние сиденья являются вращающимися, задние регулируются в продольном направлении.

Превосходная обзорность из-за руля электромобиля Лада достигается за счёт внушительной площади остекления и наличия дополнительных окошек в нижней половине дверей.

Посадку водителя в салон облегчает отъезжающий руль, имеющий ступицу со встроенной подушкой безопасности и оборудованный элементами управления.

В основе каркасно-панельной конструкции кузова является каркасно-панельной, в основе его лежит рама с прикрепленными к ней аккумуляторным блоком и электромотором.

Технические характеристики

Оснащается электромобиль 25-киловатным электромотором (мощность агрегата не сообщается), способного разогнаться авто до 90 км/ч. Вместо традиционной коробки передач установлен редуктор.

Место для батарей нашлось под полом: это дало возможность уменьшить центр тяжести, что сказалось на улучшении управляемости. Ёмкость аккумулятора обеспечивает запас хода в 110 км, а время зарядки от обычной бытовой розетки занимает около 10 часов.

Однако довести АвтоВАЗу концепт Рапан до стадии серийного изготовления не удалось, и сейчас экспериментальный образец можно увидеть в музее завода.

Видео Lada Rapan

Знакомьтесь ВАЗ Рапан, сделано в России

ВАЗ Рапан является концептуальной моделью электрического автомобиля, российская разработка которого включала кропотливую работу профессиональных дизайнеров, а также инженеров, представленных департаментом технического развития НТЦ ОАО АвтоВАЗ.

Его выпуск произошёл ещё в 1998 году, однако и сегодня внешний вид машины вполне соответствует требованиям современных автолюбителей.

До этого Россия не имела опыта в создании электромобилей, поэтому дизайн-проектом Рапана занимались лучшие специалисты.

Изготовленный «концепткар» был продемонстрирован на Парижском Международном Автосалоне.

Его конструкция значительно отличалась от привычного понимания концептуальных авто, ведь обычно зрителям показывали совершенно неукомплектованный кузов с неоткрывающимися дверями и полным отсутствием внутреннего интерьера.

На момент презентации в Париже, ВАЗ Рапан имел не только уникальный дизайн, но и был готов к полному дальнейшему использованию.

Создание Россией данного электрокара наглядно доказало миру готовность развиваться в новом направлении машиностроения.

Рапан является ярким примером того, насколько необычной может быть форма транспорта.

Этот 4-местный автомобиль, вопреки своим небольшим размерам, имеет довольно просторный и комфортабельный салон.

В панорамной крыше встроен люк, двери машины круглые. Для большего удобства, сидения, расположенные позади, можно легко отодвигать. Это позволяет пассажирам принять удобное положение, вытянув ноги вперёд.

В свою очередь передние сидения можно вращать.

Создатели концепта позаботились и о том, чтобы руль автоматически становился вертикально всякий раз, как только дверь водителя будет открыта.

Руль вмещает в себя приборную панель и подушку безопасности. Остальные приборы управления машиной расположены вокруг руля.

Всё это говорит о том, что создатели данного электромобиля позаботились как об его экстерьере, так и не менее уникальном интерьере.

Под ровным полом машины установлены батареи, которые питают её во время работы.

К тому же такое их размещение позволяет равномерно распределять весовую нагрузку на оси.

Работу Рапана обеспечивает передний привод. ВАЗ Рапан, массой в 1,5 тонны может развивать скорость всего до 90 км в час, причём разгон эта машина будет набирать секунд за 20.

Увы, Рапан остался единственным в своём роде экземпляром. На данное время он находится на Волжском автозаводе.

Будет ли дальше развиваться это направление автомобилестроения в России пока не известно.

Оцените статью
Добавить комментарий