Renault продолжил переговоры с французским правительством по вопросу Nissan

Почему Fiat Chrysler отказался от слияния с Renault («Ведомости»)

Слияние Fiat Сhrysler Automobiles и Renault могло бы создать третьего по величине в мире автопроизводителя после Volkswagen и Toyota. Объединенная компания имела бы сильные позиции в Европе, Северной и Южной Америке и на других рынках, могла бы существенно сократить расходы на разработку автомобильных платформ и новые технологии.

На пути сделки были и препятствия в виде позиции правительства Франции, владеющего 15% акций Renault, и напряженных отношений французского автопроизводителя с Nissan, партнером по альянсу. Но Джону Элканну, председателю совета директоров Fiat Сhrysler и наследнику семьи Аньелли, казалось, что их удалось преодолеть с 27 мая, когда предложение о слиянии было сделано Renault. Оставалось только, чтобы совет директоров Renault дал согласие. Однако вечером 5 июня Fiat Сhrysler отозвал свое предложение.

С чего все началось

Серджио Маркионне и Карлос Гон, возглавлявшие Fiat Chrysler и Renault, давно начали обсуждать сотрудничество двух компаний, писали The Wall Street Journal и Financial Times. Но у обоих – репутация неуступчивых переговорщиков. Кроме того, Гон собирался осуществить слияние Renault с Nissan, и Маркионне хотел, чтобы французская компания сначала решила эти вопросы.
В июле 2020 г. Маркионне неожиданно умер, а в ноябре Гон был арестован в Японии по обвинениям в финансовых махинациях, и ему пришлось уйти в отставку. Тогда Элканн почувствовал возможность заключить сделку с Renault. Элканну она нужна была для того, чтобы постепенно уменьшить cвязь семьи Аньелли с автомобильным бизнесом. В Fiat Chrysler у семьи 29% акций (де-факто контролирующая доля), а в объединенной компании ей принадлежало бы только 14,5% акций, и ей было бы проще уменьшить свою долю, инвестируя вырученные средства в другие отрасли.

В мае Элканн начал тайно вести переговоры с новым председателем совета директоров Renault Жаном-Домиником Сенаром. За это время они несколько раз встречались друг у друга дома в Турине и Париже. Причем благодаря схожим светским манерам им было легче договориться, чем Гону и Маркионне, утверждают источники. Когда предварительное соглашение между ними было достигнуто, Сенар встретился 24 мая с министром финансов Франции Брюно Ле Мэром, чтобы сообщить ему о предложении Fiat Chrysler, пишет WSJ. Ле Мэр пообещал рассмотреть его, но отметил, что сделка не должна угрожать альянсу Renault с Nissan и Mitsubishi.

Потеря доверия

Между тем СМИ начали писать о переговорах, поэтому Fiat Chrysler сделал Renault официальное предложение о слиянии. Сенар предупредил гендиректора Nissan Хирото Сайкаву всего за несколько часов до этого. На публике тот сказал, что считает эту новость положительной. Но на самом деле руководство Nissan решило, что их предали. «Это немыслимо, что можно вести переговоры о слиянии, не сказав о них партнеру, с которым сотрудничаешь 20 лет, – приводит WSJ слова человека, близкого к Nissan. – Речь идет о доверии, а в этом и заключается проблема».

Спустя несколько дней Сенар полетел в Токио на встречу с Сайкавой, чтобы убедить его в выгоде предложения Fiat Chrysler. Но Nissan чувствовал, что заслуживал участвовать в переговорах. У Renault и Nissan множество соглашений об использовании патентов и других аспектах их сотрудничества, которые стоило пересмотреть в случае с слияния французской компании с Fiat Chrysler.

В понедельник 3 июня, когда члены совета директоров Renault уже готовились к голосованию по поводу слияния, Сайкава заявил, что необходимо «основательно пересмотреть» отношения двух компаний, пишет WSJ. Также Сайкава предупредил Сенара, что представители Nissan в совете директоров Renault вряд ли поддержат сделку.

В правительстве Франции такая позиция Nissan вызвала сильное беспокойство, но Элканн был уверен, что вопросы, касающиеся японской компании, можно будет решить позже.

Последняя капля

Вскоре после того, как Fiat Chrysler сделал свое предложение Renault, Ле Мэр прочел во французских газетах, что итало-американский концерн считает его условия не подлежащими обсуждению. Этот разозлило министра, и он позвонил Элканну сказать, что французское правительство не согласится на невыгодную сделку.

Когда 4 июня началось собрание совета директоров Renault, Элканн все еще обсуждал с советом директоров Fiat Chrysler требования правительства, пишет WSJ. Итало-американский автомобилестроитель согласился предоставить гарантии сохранения рабочих мест, обеспечить Парижу место в совете директоров объединенной компании и пошел на другие уступки.

Директора Renault во вторник так и не провели голосование по поводу слияния, но на следующий день Элканн был уверен, что ему наконец удалось заручиться поддержкой французского правительства.

Вечером 5 июня совет директоров Renault собрался во второй раз и ознакомился с уступками, на которые согласился Fiat Chrysler. В девять вечера заседание пришлось прервать, чтобы представитель правительства Мартен Виаль позвонил Ле Мэру. С тем оказалось непросто связаться, поэтому пауза затянулась на два часа. В течение этого времени директора Renault проверяли электронную почту, пили кофе и ели пиццу и суши, которые им принесли сотрудники охраны. Наконец, в одиннадцать вечера Виаль вернулся с мрачным видом. Ле Мэр передал ему, что два представителя Nissan в совете директоров намерены воздержаться от голосования. Правительство понимало, что это означает вежливый отказ. Поэтому Виаль сообщил, что Ле Мэр на следующий день вылетит в Токио обсудить сделку с японским правительством, и попросил отложить голосование на пять дней.

Читайте также:  Компания Ford проведет тестирование гибридных фургонов Transit Custom

«Как только французское правительство попросило снова перенести голосование, мы поняли, что Fiat Chrysler отзовет предложение», – приводит Financial Times слова своего источника.
Для Элканна это действительно оказалось «последней каплей», рассказал WSJ близкий к нему человек. «Дело не в пяти, 10 или 15 днях, а в том, что нет основ, чтобы достичь соглашения», – сказал он совету директоров Fiat Chrysler.

Когда члены совета директоров Renault уже расходились, Сенар вслух прочитал им сообщение Элканна, которое тот прислал ему на телефон: Fiat Chrysler отзывает предложение.
Французское правительство надеется, что шансы заключить сделку в будущем еще есть, и считает, что поступило правильно. «Разумно взять пять дней, чтобы убедить партнера, с которым сотрудничаешь 20 лет, – утверждает представитель министерства финансов. – Мы считаем, что когда речь идет об операции такого масштаба, мы имели право получить немного времени, чтобы все хорошо обдумать». Но в Renault и Fiat Chrysler виновным в провале переговоров считают именно правительство. «Осталось много неотвеченных вопросов по поводу того вечера. В том числе действительно ли сделку больше нельзя заключить? – говорит человек, знакомый с ситуацией (цитата по FT). – Есть много противоречий, но с одним в Париже, Турине и Токио точно согласны: это вина французского правительства».

Почему Fiat Chrysler отказался от слияния с Renault

Слияние Fiat Сhrysler Automobiles и Renault могло бы создать третьего по величине в мире автопроизводителя после Volkswagen и Toyota. Объединенная компания имела бы сильные позиции в Европе, Северной и Южной Америке и на других рынках, могла бы существенно сократить расходы на разработку автомобильных платформ и новые технологии.

На пути сделки были и препятствия в виде позиции правительства Франции, владеющего 15% акций Renault, и напряженных отношений французского автопроизводителя с Nissan, партнером по альянсу. Но Джону Элканну, председателю совета директоров Fiat Сhrysler и наследнику семьи Аньелли, казалось, что их удалось преодолеть с 27 мая, когда предложение о слиянии было сделано Renault. Оставалось только, чтобы совет директоров Renault дал согласие. Однако вечером 5 июня Fiat Сhrysler отозвал свое предложение.

С чего все началось

Серджио Маркионне и Карлос Гон, возглавлявшие Fiat Chrysler и Renault, давно начали обсуждать сотрудничество двух компаний, писали The Wall Street Journal и Financial Times. Но у обоих – репутация неуступчивых переговорщиков. Кроме того, Гон собирался осуществить слияние Renault с Nissan, и Маркионне хотел, чтобы французская компания сначала решила эти вопросы.

Fiat Chrysler предложила Renault слияние

В июле 2020 г. Маркионне неожиданно умер, а в ноябре Гон был арестован в Японии по обвинениям в финансовых махинациях, и ему пришлось уйти в отставку. Тогда Элканн почувствовал возможность заключить сделку с Renault. Элканну она нужна была для того, чтобы постепенно уменьшить cвязь семьи Аньелли с автомобильным бизнесом. В Fiat Chrysler у семьи 29% акций (де-факто контролирующая доля), а в объединенной компании ей принадлежало бы только 14,5% акций, и ей было бы проще уменьшить свою долю, инвестируя вырученные средства в другие отрасли.

В мае Элканн начал тайно вести переговоры с новым председателем совета директоров Renault Жаном-Домиником Сенаром. За это время они несколько раз встречались друг у друга дома в Турине и Париже. Причем благодаря схожим светским манерам им было легче договориться, чем Гону и Маркионне, утверждают источники. Когда предварительное соглашение между ними было достигнуто, Сенар встретился 24 мая с министром финансов Франции Брюно Ле Мэром, чтобы сообщить ему о предложении Fiat Chrysler, пишет WSJ. Ле Мэр пообещал рассмотреть его, но отметил, что сделка не должна угрожать альянсу Renault с Nissan и Mitsubishi.

Потеря доверия

Между тем СМИ начали писать о переговорах, поэтому Fiat Chrysler сделал Renault официальное предложение о слиянии. Сенар предупредил гендиректора Nissan Хирото Сайкаву всего за несколько часов до этого. На публике тот сказал, что считает эту новость положительной. Но на самом деле руководство Nissan решило, что их предали. «Это немыслимо, что можно вести переговоры о слиянии, не сказав о них партнеру, с которым сотрудничаешь 20 лет, – приводит WSJ слова человека, близкого к Nissan. – Речь идет о доверии, а в этом и заключается проблема».

Спустя несколько дней Сенар полетел в Токио на встречу с Сайкавой, чтобы убедить его в выгоде предложения Fiat Chrysler. Но Nissan чувствовал, что заслуживал участвовать в переговорах. У Renault и Nissan множество соглашений об использовании патентов и других аспектах их сотрудничества, которые стоило пересмотреть в случае с слияния французской компании с Fiat Chrysler.

В понедельник 3 июня, когда члены совета директоров Renault уже готовились к голосованию по поводу слияния, Сайкава заявил, что необходимо «основательно пересмотреть» отношения двух компаний, пишет WSJ. Также Сайкава предупредил Сенара, что представители Nissan в совете директоров Renault вряд ли поддержат сделку.

Читайте также:  Бал представлен новый фургон ЗАЗ VIDA на газу

В правительстве Франции такая позиция Nissan вызвала сильное беспокойство, но Элканн был уверен, что вопросы, касающиеся японской компании, можно будет решить позже.

Последняя капля

Вскоре после того, как Fiat Chrysler сделал свое предложение Renault, Ле Мэр прочел во французских газетах, что итало-американский концерн считает его условия не подлежащими обсуждению. Этот разозлило министра, и он позвонил Элканну сказать, что французское правительство не согласится на невыгодную сделку.

Когда 4 июня началось собрание совета директоров Renault, Элканн все еще обсуждал с советом директоров Fiat Chrysler требования правительства, пишет WSJ. Итало-американский автомобилестроитель согласился предоставить гарантии сохранения рабочих мест, обеспечить Парижу место в совете директоров объединенной компании и пошел на другие уступки. Директора Renault во вторник так и не провели голосование по поводу слияния, но на следующий день Элканн был уверен, что ему наконец удалось заручиться поддержкой французского правительства.

Вечером 5 июня совет директоров Renault собрался во второй раз и ознакомился с уступками, на которые согласился Fiat Chrysler. В девять вечера заседание пришлось прервать, чтобы представитель правительства Мартен Виаль позвонил Ле Мэру. С тем оказалось непросто связаться, поэтому пауза затянулась на два часа. В течение этого времени директора Renault проверяли электронную почту, пили кофе и ели пиццу и суши, которые им принесли сотрудники охраны. Наконец, в одиннадцать вечера Виаль вернулся с мрачным видом. Ле Мэр передал ему, что два представителя Nissan в совете директоров намерены воздержаться от голосования. Правительство понимало, что это означает вежливый отказ. Поэтому Виаль сообщил, что Ле Мэр на следующий день вылетит в Токио обсудить сделку с японским правительством, и попросил отложить голосование на пять дней.

«Как только французское правительство попросило снова перенести голосование, мы поняли, что Fiat Chrysler отзовет предложение», – приводит Financial Times слова своего источника.

Для Элканна это действительно оказалось «последней каплей», рассказал WSJ близкий к нему человек. «Дело не в пяти, 10 или 15 днях, а в том, что нет основ, чтобы достичь соглашения», – сказал он совету директоров Fiat Chrysler.

Когда члены совета директоров Renault уже расходились, Сенар вслух прочитал им сообщение Элканна, которое тот прислал ему на телефон: Fiat Chrysler отзывает предложение.

Французское правительство надеется, что шансы заключить сделку в будущем еще есть, и считает, что поступило правильно. «Разумно взять пять дней, чтобы убедить партнера, с которым сотрудничаешь 20 лет, – утверждает представитель министерства финансов. – Мы считаем, что когда речь идет об операции такого масштаба, мы имели право получить немного времени, чтобы все хорошо обдумать». Но в Renault и Fiat Chrysler виновным в провале переговоров считают именно правительство. «Осталось много неотвеченных вопросов по поводу того вечера. В том числе действительно ли сделку больше нельзя заключить? – говорит человек, знакомый с ситуацией (цитата по FT). – Есть много противоречий, но с одним в Париже, Турине и Токио точно согласны: это вина французского правительства».

Журналисты вскрыли переписку: Nissan вел переговоры с правительством Японии против Renault

Компания Nissan, по данным СМИ, вела закулисные переговоры с правительством Японии с целью не допустить слияния с французской Renault задолго до того, как против главы альянса Карлоса Гона были выдвинуты обвинения в финансовых нарушениям. Это стало ясно из электронной переписки топ-менеджмента компании и чиновников, попавшей в распоряжение журналистов.

Электронные письма, часть из которых была адресована самому Карлосу Гону, а часть пересылалась ему в копиях, демонстрирует усилия японского менеджмента по защите независимости компании, пишет Automotive News Europe. Японская часть двадцатилетнего альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, согласно этим письмам, давно считала, что отношения между французами и японцами стали односторонними. Доминирование французской стороны сильно беспокоило и государственных чиновников Японии, и менеджмент Nissan.

Вместе с тем переписка с японским министерством экономики, торговли и промышленности доказывает стремление руководства Nissan не обострять ситуацию: часть писем в виде копий получал Карлос Гон и был в курсе этих контактов.

Однако Гон продолжал укреплять альянс, что, по мнению японцев, значило усиление доминирования французов. Он обещал сделать трехсторонний альянс Renault-Nissan-Mitsubishi «необратимым», хотя понимал, что Япония будет сопротивляться участию Франции в качестве ведущего акционера.

Это, судя по всему, вызывало нарастающее беспокойство даже в высших кругах правительства Японии. Поэтому министерство торговли предпринимало шаги, чтобы сохранить существующую структуру и баланс внутри альянса и не допустить слияния, в результате которого контроль над японской компанией могло бы получить правительство Франции как крупнейший акционер Renault.

Закулисные действия менеджмента Nissan показывают всю глубину противоречий и подозрений как между компаниями внутри альянса, так и между правительствами Японии и Франции, пишет издание. Возможно, поэтому заявления Карлоса Гона о том, что его арест и выдвинутые против него обвинения являются следствием некоего «заговора», на самом деле не беспочвенны. Как известно, Гон отвергает обвинения в свой адрес и утверждает, что против него ведутся «грязные игры».

Компания Nissan отказывается комментировать журналистам и «слив» электронной почты, и заявления о заговоре, утверждая, что именно неправомерные действия Гона и его бывшего помощника Грега Келли являются «единственной причиной цепочки событий». Также отказался комментировать ситуацию и представитель министерства финансов Франции.

При этом новый глава Renault Жан-Доминик Сенар заявил, что стремится преодолеть опасения японцев и готов восстанавливать равновесие в альянсе, если японская сторона считает, что оно нарушено. В то же время, по мнению некоторых аналитиков, противоречия зашли настолько далеко, что, скорее всего, лучшим решением для Renault было бы продажа части своей доли в Nissan.

Читайте также:  Aston Martin DBX – объявлены цены и дата продаж внедорожника - AutoTopik.ru

Напомним, что альянс Renault-Nissan владеет более чем половиной акций AvtoVAZ.

Мегасделке могла помешать позиция французского правительства

Компании Renault Group и Fiat Chrysler (FCA), которые собирались создать крупнейшего автопроизводителя в мире, отказались от планов по слиянию. По неофициальным данным, Fiat Chrysler отказалась от переговоров из-за давления со стороны французского правительства, требовавшего сначала получить однозначное одобрение сделки от другого члена альянса с Renault — Nissan, а также гарантировать сохранение рабочих мест во Франции и выплату дивидендов акционерам Renault.

Итальянско-американский автопроизводитель Fiat Chrysler отказался от переговоров о слиянии со своим французско-японским конкурентом Renault—Nissan—Mitsubishi, об этом FCA сообщил сегодня. Как говорится в заявлении компании, «стало очевидно, что политические условия во Франции сейчас не способствуют тому, чтобы такое объединение оказалось успешным». К такому выводу руководство FCA пришло после шестичасового обсуждения с топ-менеджерами и акционерами Renault Group в штаб-квартире французской компании в среду.

Информация о том, что FCA и Renault ведут переговоры о слиянии, появилась в конце мая. Речь шла о сделке на €33 млрд. В результате был бы создан автогигант, который сместил бы с первого места в мире по количеству проданных авто немецкую Volkswagen Group — общие продажи Renault, Nissan, Mitsubishi и FCA в 2020 году составили 15,6 млн автомобилей (у VW — 10,8 млн).

Власти Франции, которым принадлежит 15% акций Renault, хотели отложить переговоры, чтобы сначала заручиться поддержкой еще одного участника альянса, японской Nissan. Представители Nissan решили воздержаться от голосования по сделке, и это вызвало сомнения в том, что японская компания продолжит оставаться в альянсе в случае слияния с FCA. Кроме того, французские власти потребовали от FCA гарантии сохранения рабочих мест во Франции и выплаты дивидендов акционерам Renault.

Как велись переговоры о слиянии Renault Group и Fiat Chrysler

Срыв переговоров ставит перед обеими компаниями целый ряд вопросов. Такое завершение переговоров вызовет недовольство инвесторов, которые стали активно скупать акции обеих компаний после того, как появилась информация о возможном слиянии. После того как FCA выпустил заявление, его акции упали на 3%, акции Renault — на 7%. Кроме того, компании сообщили инвесторам, что слияние поможет сократить издержки на €5 млрд в год, и что теперь компании будут делать для снижения издержек — не ясно.

Nissan подаёт на развод: японцы готовятся к разрыву отношений с французским Renault

Совет директоров японского автопроизводителя Nissan готовится к разрыву отношений с французским Renault. Об этом со ссылкой на свои источники в компании сообщает издание Financial Times. 20-летний альянс Renault и Nissan вывел производителей в мировые лидеры по продажам авто. Но на фоне скандала с экс-главой компании Карлосом Гоном в Nissan хотят действовать самостоятельно, без оглядки на французских коллег. Почему разрушается автомобильный альянс и как быстро японцы смогут получить независимость, расскажет корреспондент “Вестей FM” Илья Ежов .

Крупнейшему автоконцерну современности Renault-Nissan-Mitsubishi, похоже, скоро настанет конец. Издание Financial Times со ссылкой на источники внутри компании заявило, что совет директоров Nissan готовится к выходу из альянса.

Решение японцев – во многом вынужденное. Скандал вокруг Карлоса Гона, уголовное дело и его драматичный побег в Ливан продолжают негативно влиять на компанию. А так как именно Гон был инициатором объединения Renault и Nissan, в Иокогаме хотят избавиться от наследия скандального директора.

К тому же, как выяснилось, японцы уже давно были не в восторге от нарастающей интеграции с Renault. В Nissan стремились к технологической независимости, в то время как Карлос Гон хотел объединить разработку и производство двух брендов.

В то же время все участники сделки признают: на современном рынке выжить в одиночку практически невозможно. Peugeot-Citroën сейчас прорабатывает объединение с FIAT и Chrysler, а Volkswagen планирует совместное производство с американским Ford. Поэтому в случае “развода” и Nissan, и Renault придется искать другие альянсы.

Долгое время Renault, Nissan и присоединившаяся к ним Mitsubishi оставались эталоном автомобильного союза. Альянс просуществовал 20 лет. Год назад франко-японский концерн продал почти 11 миллионов машин. Схожие показатели были лишь у немецкого Volkswagen, остальные конкуренты были далеко позади.

Как бы ни хотели в Nissan, разойтись быстро у производителей вряд ли получится. Многие автомобили, в том числе и готовящийся к запуску инновационный электромобиль Nissan Ariya, разработаны на совместных платформах. Кто и какие из них получит – предстоит выяснять юристам.

О возможном разрыве отношений Renault и Nissan предупреждал еще Карлос Гон сразу после своего ареста. По словам бизнесмена, японское правительство испугалось тесной интеграции Nissan с французским гигантом – отсюда и уголовное дело Карлоса Гона.

Похоже, предсказания экс-главы компании начинают сбываться. Действующее руководство Renault и Nissan ситуацию пока не комментирует.

Популярное

«Мы переходим к политике национального эгоизма»

МИХАИЛ ХАЗИН: «Какие задачи стоят сегодня перед Владимиром Путиным? Задачи стоят простые – он должен вписать Россию в новый миропорядок. Надо отдать должное Владимиру Владимировичу, он почти всегда о своих планах говорит, но, правда, вписывая это в контекст так, что это почти невозможно увидеть».

Белоруссия уверенно встала на украинский путь

Оцените статью
Добавить комментарий