Норвегия будет жестче контролировать продажи электрокаров в стране

Содержание

Норвегия готова полностью перейти на электромобили к 2025 году

Страна традиционно ставит рекорды по доле электромобилей в общем объеме продаж автотранспорта. Уже сейчас статистика говорит, что каждый пятый, проданный в Норвегии в 2020 году автомобиль был электрическим. Теперь в стране заверяют, что к 2025 году продажи автомобилей с ДВС будут полностью прекращены, передает Clean Technica.

План полностью перейти на электрокары к 2025 году подтвердил новый норвежский министр по климату Ола Эльвестуен. Он сообщил, что в стране будут создаваться особые условия для стимулирования продаж электромобилей до тех пор, пока цель не будет достигнута. Отчеты показывают, что население тоже лояльно относится к покупке электромобиля. Уже сейчас половина уверенно заявляет, что в их следующих транспортных средствах двигатели точно будут электрическими.

Бесплатный ИИ-алгоритм обработки видео превзошел Голливуд

Представители энергетических компаний Норвегии тоже не боятся массового перехода на электромобили. По их подсчетам, даже если вся страна перейдет на электрокары, нагрузка на сеть увеличится лишь на 6%. Но энергетики все же предупреждают, что план по правильному распределению нагрузки нужен. Например, сеть будет испытывать перегрузку, если все решат заряжать свои авто, например, в четверг вечером. Если же время зарядки плавно распределится, то проблем не ожидается.

Норвегия одна из первых внедряет инициативы, связанные с различным электротранспортом. Так, несколько лет назад здесь начал ходить полностью электрический паром Ampere. Спустя два полных года эксплуатации оператор отчитался, что паром сократил выбросы CO2 на 95%, а затраты — на 80%. Несмотря на население всего в 5 млн человек, Норвегия является третьим по величине рынком сбыта гибридов и электрокаров в мире, уступая только Китаю и США. А доля рынка электромобилей и подключаемых гибридов в Норвегии составляет 32%, что выводит страну на первое место в мире.

Разработан первый серийный литий-металлический аккумулятор

Страна электрифицирует не только наземный и водный транспорт. Через 22 года Норвегия планирует перевести на электротягу все самолеты, которые осуществляют короткие рейсы продолжительностью не более 1,5 часов. Это касается как внутренних перелетов, так и рейсов в другие скандинавские страны.

Только электромобили к 2025 году: Норвегия все ближе к воплощению плана

Электромобили составили 31% всех новых машин, проданных в Норвегии в 2020 году. Это самый высокий показатель в мире. У маленькой страны амбициозная цель – к 2025 году полностью отказаться от бензиновых двигателей.

Если будущее автомобилей – это электродвигатели, то Норвегия является хорошим примером того, как это будущее будет выглядеть. Во время прогулки по улицам Осло в глаза бросается огромное число машин Tesla, проезжающих мимо. И действительно, Норвегия является самым большим рынком сбыта Tesla в Европе. За прошлый год американский производитель поставил туда более 8600 автомобилей. Ожидается, что в 2020 году число проданных машин резко возрастет, когда на норвежском рынке появится новая Tesla Model 3.

Но дело не только в Tesla. В Норвегии в прошлом году был установлен и другой рекорд – по продаже транспортных средств с нулевым уровнем выбросов. Сюда входят не только автомобили на аккумуляторах, как, например, Tesla Model S или Nissan Leaf, но и машины, работающие на электроэнергии от встроенных топливных элементов на водороде.

В 2020 году в Норвегии ожидается бум продаж новой Tesla Model 3

Среди всех новых автомобилей, зарегистрированных в Норвегии в 2020 году, почти треть имеют нулевой уровень выбросов. Годом ранее этот показатель составлял 21 процент. Продажи экологичных автомобилей выросли на 40 процентов по сравнению с 2020 годом, сообщила норвежская Служба информации дорожного движения (OFV). Таким образом, из двух миллионов машин на дорогах Норвегии 10 процентов составляют экологичные автомобили.

Успехи Германии по сравнению с северными соседями не столь впечатляющие – даже несмотря на то, что в ФРГ продажи автомобилей с нулевым выбросом веществ в 2020 году рекордно увеличились на 43 процента. В абсолютном выражении это выглядит более скромно – всего один процент от всех проданных в прошлом году машин.

Читайте также:  Корейская КИА везет в Россию тройку новинок

Электромобили стоят дешевле обычных

Электрическая версия машины Golf стоит в Норвегии дешевле обычной

Секрет успеха Норвегии заключается в щедрых государственных льготах, которые действую как на национальном, так и на местном уровне. Во-первых, электрокары не облагаются НДС и налогом на покупку автомобиля. Так, на норвежском рынке Volkswagen eGolf с электрическим мотором стоит намного дешевле, чем обычный вариант Golf на бензине.

Во-вторых, муниципалитеты по всей стране позволяют владельцам экологичных машин бесплатно парковаться, бесплатно подзаряжать свои автомобили и в некоторых местах даже пользоваться специальными полосами для общественного транспорта.

Наконец, обычные автомобили в Норвегии всегда были достаточно дорогими. Это означает, что правительству не пришлось резко повышать налог на загрязняющие окружающую среду машины, чтобы сделать экологичные модели дешевле.

“Курс Норвегии в отношении автомобилей с нулевым уровнем выбросов стал предметом гордости для наших политиков, – говорит профессор Марианне Ригхауг (Marianne Ryghaug) из Норвежского университета естественных и технических наук (NTNU). – Мы становимся местом для экспериментов с электрифицированным транспортом, что подталкивает производителей к дальнейшим инновациям и постоянному улучшению опыта потребителей”.

Возможно, наиболее яркой иллюстрацией норвежского успеха в области электромобилей является тот факт, что общий объем продаж новых автомобилей сократился на 7 процентов. Множество покупателей откладывают покупку новой машины до тех пор, пока не смогут выбрать электрокар по своему вкусу, сообщает Служба информации дорожного движения..

“Рано или поздно, льготы будут сокращены”

Нынешнее правоцентристское правительство во главе с премьер-министром Эрной Солберг (Erna Solberg) пообещало сохранить основные налоговые послабления до следующих выборов в 2021 году. Однако от некоторых незначительных привилегий придется постепенно отказаться.

У владельцев электромобилей в Норвегии есть скидки на паромную переправу, пользование дорогами и парковку

Например, Осло решил ограничить использование электрокарами дорожных рядов, предназначенных для автобусов. Это пришлось сделать после того, как водители общественного транспорта стали жаловаться на то, что слишком много электромобилей затрудняют движение. Теперь владельцы электромобилей смогут использовать выделенные для автобусов полосы только в том случае, если в салоне находятся пассажиры.

Контекст

Сместит ли e-tron компанию Tesla с трона лидерства в электромобильности?

Презентация электромобиля e-tron от Audi может изменить счет в поединке автогигантов за лидерство в электромобильности. Но всех накопившихся проблем в немецком автопроме эта машина не решит. (20.09.2020)

Осло признан самым зеленым городом в Европе

Берлин выделит почти 2 млрд евро на борьбу за чистый воздух в городах

Правительство ФРГ предоставит муниципалитетам 2 млрд евро на борьбу с загрязнением воздуха, в частности, 432 млн евро на техническое дооснащение автомобилей городских служб.

Наиболее существенным изменением стала отмена свободного проезда по платным дорогам. С начала 2020 года водителям электромашин придется платить половину пошлины, взимаемой с обычного транспорта. Размер этого сбора будет и дальше увеличиваться в течение следующих 5 лет.

“Поскольку по нашим дорогам ездит все больше электрических автомобилей, рано или поздно льготы будут сокращены”, – заявила член окружного совета Аннете Солли (Annette Solli) норвежкой общественной телекомпании NRK. Число электрокаров в ее округе Акерсхус, находящемся на границе с Осло, – одно из самых высоких в стране.

Тем не менее политик подчеркнула, что пока что речь об отмене всех льгот не идет: “Очевидно, что они работают. У нас все больше машин с нулевым уровнем эмиссии, и это очень важно. Я думаю, время сокращать льготы не придет, пока мы не достигнем нашей цели”. И цель эта звучит очень амбициозно: к 2025 году страна хочет полностью отказаться от продажи новых автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Между тем в ближайшее время на рынке должно появиться множество новых моделей экологичных авто – от Audi e-tron до Tesla Model 3. Так что в 2020 году, скорее всего, будет поставлен еще один рекорд по продажам электрокаров.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Скромная доля электромобилей на рынке Германии

Почти 17 200 электромобилей было продано в Германии в первом полугодии 2020 года – и еще 16 700 машин с гибридным приводом. Это хотя и означает рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 51%, но в сравнении с продажами новых бензиновых и дизельных машин составляет лишь 1,8%. Ничтожно мало – по сравнению с почти 40% в Норвегии, являющейся мировым лидером по этому показателю.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Отставание по электромобильности

Причин отставания две. Немецкий автопром слишком долго не верил в приход новой эры электромобильности, делая ставку на двигатели внутреннего сгорания, в производстве которых немцы были в числе мировых лидеров. В итоге, многие электромобили сегодня существуют в основном на бумаге (см. фото). Другая причина – предоставление властями льгот покупателям электромобилей началось в ФРГ лишь недавно.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Перелом с сентября 2020 года?

Но сентябрь 2020 года может стать поворотным моментом. Прежде всего благодаря презентации электрического внедорожника e-tron. Это первая модель Audi, работающая полностью на электромоторе – и, как признают в самой компании-производителе, ее первая “вызревшая” серийная модель электромобиля. Поставки первым покупателям начнутся уже в конце 2020 года, а зарезервировать машину можно уже сейчас.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

E-tron на троне?

Презентация Audi e-tron состоялась 17 сентября в США, что можно истолковать как готовность потягаться силами с мировым лидером в производстве элитных электромобилей, американской компанией Tesla. Так, e-tron будет иметь запас хода в 400 км, что сравнимо с Model 3 от Tesla.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Volkswagen пока не впечатляет

У электромобилей других марок, которые, как и Audi, принадлежат концерну Volkswagen, цифры менее впечатляющие. Так, под брендом Volkswagen концерн сейчас продает клиентам только 2 электрические модели – E-Golf (с начала 2014 года) и E-Up (с конца 2013). Технические характеристики таковы: запас хода у E-Golf – 300 км (и это по старым, менее экологичным нормам), у E-Up – 160 км.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Будущее называется I.D.

В этом году премьер электромобилей от VW не ожидается. Концерн сейчас перестраивает свой завод в немецком Цвикау, где в 2020 году начнется производство совершенно новой линейки электромобилей под общим брендом I.D. Среди прочего – и изображенного на фото микроавтобуса I.D. Buzz.

Читайте также:  Колесо из будущего от Continental по технологии Conti CARE

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Другое будущее под названием EQC

Пытаются наверстать упущенное и в концерне Daimler. Сайт автопроизводителя, оттенив прошлые эксперименты с электромобильностью, уже вовсю рекламирует новую линейку электромобилей марки Mercedes – EQC. Но в серию первая машина EQC – внедорожник – выйдет в середине 2020 года. Следом за внедорожником компания обещает полную линейку на новой технологии, от компакт-класса до премиум-сегмента.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Smart только электрический

А вот принадлежащая Daimler марка Smart будет полностью переориентирована на электромобильность. С 2020 года машины Smart будут продаваться во всей Западной Европе только с электрическим двигателем. А в США, Канаде и Норвегии от бензиновых Smart отказались еще 2020 году.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

BMW удивит в 2020 году

BMW уделяла внимание электромобильности больше других немецких автопроизводителей – так что уже имеет в активе две серийные модели машин с электрическими двигателями: i3 (на фото) и i8. Но с запасом хода в 200 км (i3) и у баварских автопроизводителей есть куда расти – поэтому с 2020 года BMW обещает вывести на рынок новые серийные модели электромобилей.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Porsche нужно еще время

Миллиарды евро инвестирует сейчас в разработки и другая дочерняя фирма Volkswagen – Porsche. Полностью электрическая модель этого бренда ожидается в 2020 году. Предварительное название модели – Taycan.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Opel ждут перемены

Поклонники выпускающейся в ФРГ марки Opel могли уже с 2012 года купить электромобиль Ampera. Но на самом деле он производился в США. Поэтому после приобретения компании Opel в 2020 году французским концерном PSA новый владелец объявил о планах по выпуску новых электромобилей: в 2020 году на рынок должна выйти новая Corsa с электрическим приводом, а к 2022 – еще четыре модели электромобилей.

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Стартапы в эру электромобильности

Перспективы электромобильности увлекли не только гигантов немецкого автопрома, но и небольшие стартапы. Например, ахенская фирма e.GO Mobile AG, созданная всего лишь в 2015 году, уже к концу 2020 года собирается выпустить на рынок свою первую серийную модель e.GO Life (на фото).

Немецкие электромобили: что можно уже купить и что нас ждет?

Почтальон приезжает на электромобиле

А немецкая почта – Deutsche Post, так и не найдя в 2014 года ни одного автопроизводителя, готового поставить небольшие автофургоны для развоза почты, сама приобрела никому не известную тогда фирму StreetScooter. Фирма прекрасно справилась с заданием, и сейчас по дорогам Германии разъезжает уже более 6 тысяч выпущенных ею желтых электромобилей.

Продажи электромобилей в Норвегии достигли нового рекорда

Продажи новых электромобилей в Норвегии достигли рекордно высокого уровня – 42,4 % всех зарегистрированных автомобилей в 2020 году, в основном благодаря сильному спросу на Model 3 от Tesla.

Норвегия, крупный производитель нефти, предлагает очень выгодный налоговый режим для чистых транспортных средств, что делает их высококонкурентными по стоимости по сравнению с бензиновыми и дизельными транспортными средствами.

Продажи электромобилей в Норвегии

Новые модели электромобилей, поступающие на рынок, должны помочь еще больше увеличить их долю в этом году, считает OFV, орган, контролирующий автомобильный рынок Норвегии.

В 2020 году в Норвегии было продано 60 316 полностью новых электрических автомобилей из общего числа 142 381, что на 30,8% больше, чем в предыдущем году, когда доля электромобилей на рынке составляла 31,2%.

Норвежская ассоциация импортеров автомобилей заявила, что ожидает, что электромобили займут долю рынка новых автомобилей от 55 до 60 % в 2020 году.

Ожидается, что новые модели, включая Volkswagen ID.3, Ford Mustang Mach-e, Polestar 2 и Peugeot e-208, увеличат продажи электромобилей.

«Сегодня, в 2020 году и в последующие годы, появится гораздо больший ассортимент автомобилей с повышенной автономностью, большими размерами и в доступных ценовых сегментах», – сказал босс OFV Ойвинд Солберг Торсен.

Американская фирма Tesla была крупнейшим продавцом электромобилей в Норвегии в прошлом году. Только ее последняя Model 3 продалась 15 700 раз.

Норвежская ассоциация электромобилей назвала эти цифры «очень позитивными», но сообщила AFP, что надеется, что электромобили обеспечат 50 % продаж новых автомобилей.

Генеральный секретарь ассоциации Кристина Бу призвала правительство сохранить налоговые льготы для электромобилей, которые стали предметом многочисленных споров в скандинавской стране.

В Норвегии, где электроэнергия почти исключительно вырабатывается гидроэлектростанциями, намечено на 2025 год, чтобы все новые автомобили были моделями с нулевым уровнем выбросов.

В прошлом году гибридные автомобили составляли 25,9 % рынка новых автомобилей в Норвегии, в то время как на бензиновые и дизельные автомобили приходилось около 16 % каждый. опубликовано econet.ru по материалам techxplore.com

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

В Норвегии призывают отказываться от электромобилей… Их негде заряжать

В стране, благодаря продуманной политике государства, действительно много электротехники. Настолько много, что в последнее время власти столкнулись с реальной проблемой!

Норвегия неслучайно стала лидером по электромобилизации населения: 98% энергии там вырабатывается гидроэлектростанциями, стало быть, эффект для экологии получается бесспорным. Стимулируя продажи, власти выплачивают покупателям таких машин столь серьезные компенсации, что это реально стало выгодным приобретением, к этому добавляются льготы на парковку и т. д. Все это запустило настоящий бум покупки электрокаров в стране.

Ежегодно доля электромобилей среди всех транспортных средств, пополняющих парк страны, составляет до 35%. В Осло и того выше — 40%! В настоящее время в столице Норвегии зарегистрировано 50 тысяч «чистых» электрокаров и 30 тысяч подзаряжаемых гибридных автомобилей, такие данные привел Штюр Портвик из администрации города Осло. И на весь этот автоэлектропарк приходится всего 1300 коммунальных станций подзарядки.

Поэтому Союз электромобилистов Норвегии (есть там такой!) недавно опубликовал рекомендацию воздержаться от «вступления в его члены», если у желающего приобрести электрокар нет возможности заряжать машину дома. Причина банальна: практически все доступные уличные столбики с розетками уже заняты. Там наблюдаются реальные очереди, а учитывая, что заправка электромобилей все же не такая быстрая, как у традиционных автомобилей, проблема будет только усугубляться.

«Мы делаем все возможное, ежегодно увеличивая количество зарядных станций на 26%, но число электрических машин растет намного быстрее», — сетует Штюр Портвик.

  • Между тем Volkswagen планирует к 2030 году оснастить электромоторами весь свой модельный ряд. Речь идет как минимум о 300 моделях входящих в концерн марок Audi, Seat, Skoda, Porsche, Bentley, Bugatti, Volkswagen.
  • Как мы будем жить в недалеком электромобильно-автопилотном будущем без дизельных и даже бензиновых машин, представил себе наш главный редактор. А ведь уже сейчас понятно, что это в корне изменит мировой автопром, к примеру, только в Германии из-за этого работу могут потерять более 600 тысяч человек!
Читайте также:  Citroen раскрывает секреты, на рынке появятся обновлённые модификации C4 Picasso

Благодарю за помощь в подготовке материала Алексея Воробьева-Обухова.

7 шагов для стимулирования продаж электрокаров — опыт Норвегии Материал редакции

Колонка обозревателя vc.ru Ирины Осипьянц.

Норвежское правительство сделало выбор в пользу электромобилей и сумело превратить их в привлекательный объект для покупки для своих граждан. Сегодня эта небольшая северная страна, число жителей которой едва переваливает за 5 миллионов человек, оказалась впереди всей планеты по числу таких машин на душу населения.

На каждую тысячу норвежцев приходится 14,7 электромобилей. Ни одно другое государство пока даже и близко не подбирается к такому результату. Для сравнения, в США, следующих сразу за абсолютным лидером, это соотношение едва достигает 0,97.

Согласно статистическим данным 2015 года, по дорогам Норвегии уже ездят 75 тысяч «зеленых» авто, приводимых в движение исключительно электрической энергией. По общему количеству электромобилей страна уверенно опережает не только своих европейских соседей, но и почти весь мир, уступая лишь США, Китаю и Японии.

В основе норвежского феномена лежат государственное стимулирование и поддержка на всех уровнях. Вот список ключевых мер правительства Норвегии, спровоцировавших бурную «зеленую» революцию в автопарке страны:

1. Импортные таможенные пошлины, акцизные и экологические сборы, регистрационный налог на электромобили равны нулю

Впервые от них отказались еще в 1990 году в качестве временной поощрительной меры, но уже в 1996 году их отмену закрепили на постоянной основе. Эти льготные вычеты настолько существенны для покупателя, что позволяют избежать практически двойного увеличения итоговой стоимости электромобиля.

На территории Норвегии полностью отсутствует автомобильное производство, поэтому все машины ввозятся в страну из-за рубежа.

2. С 2001 года реализация электромобилей на территории Норвегии не облагается НДС

А его величина в стране составляет 25%. В итоге благодаря комплексу налоговых льгот электромобили легко побеждают в ценовой борьбе традиционные машины, работающие на бензиновом и дизельном топливе.

Например, обычный Volkswagen Golf в Норвегии можно приобрести от 300 тысяч норвежских крон (около €31,5 тысяч), а eGolf — за 250 тысяч норвежских крон (около €26,5 тысяч).

3. С 1996 года для владельцев «зеленых» машин ежегодный транспортный налог снижен в несколько раз

4. Станции для зарядки электромобилей равномерно покрывают всю дорожную сеть норвежского королевства

Это позволяет водителям совершать дальние поездки без боязни застрять с разряженным аккумулятором в какой-нибудь глухомани в самый неподходящий момент.

Согласно статистическим данным от 2015 года, количество обычных пунктов подзарядки в Норвегии почти достигло 7 тысяч, а число скоростных и полускоростных зарядных станций приблизилось к 300, что суммарно превышает общее число АЗС в стране.

Подробная информация обо всех электрозарядных пунктах предоставлена на сайте NOBIL, разработанном Норвежской ассоциацией электрических транспортных средств (Norwegian EV Association), действующей с1995 года.

5. «Заправиться» электричеством можно абсолютно бесплатно

Это можно сделать на фирменных сетевых зарядных станциях и на общественных стоянках, оборудованных бесплатными розетками. Для сравнения, цена 1 литра бензина АИ-95 в Норвегии сегодня колеблется в районе €1,62-1,72 и является самой высокой в Европе.

6. Владельцы электромобилей имеют право бесплатного проезда по платным дорогам и мостам, а также на морских паромах

Муниципальная парковка в любом населенном пункте страны им тоже обходится даром.

7. До недавнего времени электромобилям было разрешено беспрепятственное движение по выделенным полосам, предназначенным для городских автобусов

Как и предполагали некоторые эксперты, эту привилегию, впервые введенную в Осло еще в 2003 году, пришлось отменить в середине 2015 года из-за существенно возросшего количества «зеленых» машин.

Автобусы стали хронически опаздывать, оказавшись в тисках электромобилей. Однако государственные чиновники не исключают, что со временем правительство может наделить муниципальные власти правом разрешать или запрещать выезд электромобилей на полосу для общественного транспорта в зависимости от степени загруженности дорог.

Процветание электромобилей в Норвегии стало возможным во многом благодаря мощному экономическому потенциалу государства и его богатым природным ресурсам. Страна является одним из ведущих в мире экспортеров нефти и газа.

Государство построило сверхэффективную гидрогенерационную энергетику, позволяющую производить в год до 140 террават-часов электроэнергии, используя лишь водные ресурсы. До 99% всей электроэнергии в Норвегии вырабатывается именно на гидроэлектростанциях, а потому считается чистой.

По расчетам норвежского правительства, если бы в одночасье весь легковой автопарк страны (2,5 миллиона машин по данным на 2014 год) стал электрическим, то для его нормального функционирования хватило бы всего пяти террават-часов электроэнергии в год.

Но даже такому экономически развитому государству как Норвегия становится всё труднее предоставлять беспрецедентные льготы всем желающим приобрести электромобиль. Из-за введенных льгот национальная казна ежегодно теряет огромные деньги. А потому их планируется пересмотреть.

Так, начиная с 2020 года, предполагается вновь взимать с покупателя регистрационный налог на автомобиль: вначале в половинном размере, а с 2020 года — и в полном объеме. Привилегии по бесплатному проезду, парковке и свободному движению по автобусной полосе планируется отдать на откуп муниципалитетам.

Тем временем власти уже обсуждают вопрос о введении полного запрета на покупку-продажу на территории Норвегии автомобилей с ДВС, начиная с 2025 года. И если такой запрет утвердят, то он станет ещё одной весомой причиной в пользу покупки электромобилей.

Пока же норвежцы с лихвой перевыполняют план правительства. Планка в 50 тысяч электромобилей, которую изначально предполагалось достичь лишь к 2020 году, была преодолена в апреле 2015 года, а к концу того же года количество электрических машин в Норвегии уже составило 75 тысяч единиц.

100-тысячный электромобильный рубеж преодолен в 2016 году, хотя его намеревались покорить лишь к 2020 году. Ежемесячная доля продаж новых «зеленых» легковых машин уверенно держится в районе 17-20%. Вероятно, норвежское государство недооценило энтузиазм своих граждан, которые воспользовались льготами, поэтому их отмена может обернуться недовольством в обществе.

Оцените статью
Добавить комментарий